В августе 1993 года в
Копенгагене комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил
отбор исторических достопримечательностей для придания им статуса памятника
международного значения. 25 стран представили кандидатов в этот почетный список,
в том числе и Россия — более десятка. Список памятников международного
значения из российских пополнили только три. Среди них историко-природный
комплекс «Пороги».
В административном справочнике Челябинской
области поселок Пороги значится как селение третьего разряда — входит в
Романовский сельсовет Саткинского района. Расположен он на левом берегу Большой
Сатки в пяти-шести километрах выше впадения в Ай. Название поселок получил по
двум порогам с водопадами до четырех метров, которые стояли здесь на пути реки.
Пороги ныне на дне водохранилища ГЭС.
Редкий случай, но человек здесь природу не
обезобразил, а украсил своим творением. Урочище Пороги — один из живописнейших
уголков края. Его украшение — пруд с искусственной «Ниагарой», фонтанами брызг,
многоцветными радугами в солнечные дни и клокочущей водной феерией. Береговая
линия водоема изрезана причудливыми заливами и мысами. Объем пруда составляет
2,5 млн куб. м. Он расположен в каньонообразном ущелье глубиной до 300 м и сжат
склонами двух хребтов — Чулкова и Уары. Склоны круты, каменисты, покрыты
хвойным лесом. Настоящее Женевское озеро в миниатюре!
Ниже плотины течение Сатки бурное, с
крутыми сливами, перекатами — это сплошное нагромождение крупных валунов,
между которыми, пенясь, бьют тугие потоки воды. Устье, наоборот, спокойное,
скрыто в густых зарослях. Создается впечатление, что течения вовсе нет, а река
— всего лишь длинная боковая протока или старица. Скалы мраморные, подобные
встречаются далеко не часто не только в нашей области, но и во всей стране.
Мраморы самых неожиданных расцветок -— черные, коричневые, зеленоватые, синие,
серые. В далеком японском городе Осака и на Всемирной выставке ЭКСПО-7 0
саткинским мраморам дали высокую оценку специалисты и любители камня. Залежи мраморов
в долине Сатки значительны. Они тянутся вдоль левобережья реки от Романовки до
самого устья. Особенно заметны их скальные выходы ниже плотины возле Чертовой,
Калининской, Багатиной, Мышляновой ям (омутов).
Интерес вызывает и Голая гора в километре
от Порогов. Вершина ее покрыта лиственницами, а склоны обнажены, «облицованы»
скалами и каменными россыпями. На Чулко- вой горе сохранились реликтовые
ельники. Там же есть песчаниковые каменоломни, в которых в старину брали камень
на изготовление мельничных жерновов.
Пороги вписаны и в трудовую историю страны.
Первенцем ферросплавного дела в России официально считается Челябинский
электрометаллургический комбинат. А ведь это не так.
Обратимся к воспоминаниям человека, лучше
которого биографию предприятия не знает никто. Герой Социалистического Труда,
почетный гражданин Челябинска Владимир Николаевич Гусаров когда-то руководил
сменной бригадой, выплавившей первые центнеры челябинского феррохрома, а потом
долгие годы и всем комбинатом.
«Было бы, однако, неправильным думать, —
пишет он в своей книге «Чудесный сплав», — что отечественное ферросплавное
производство в ту пору совершенно отсутствовало... Ферросилиций тогда
выплавляли только на одном уральском заводе, который назывался «Пороги». И как
не верить автору, если он сам лично, как и другие курсанты Челябинского
ферросплавного, обретал практические навыки хитрого электроплавильного дела
именно здесь.
«Завода уже давно нет, он ликвидирован как
нерентабельный. Но мы, ветераны отечественной металлургии, никогда не забудем
«Пороги», — так с сожалением и почтением заключает свои немногословные
воспоминания об этом небольшом уральском заводе В. Н. Гусаров. А ведь почти
забыли. Лишь в последние годы стараниями энтузиастов технического краеведения была
восстановлена история патриарха ферросплавного дела в стране. Напомним ее
кратко.
В 1908 году «Уральское
электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А.
Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» приступило к строительству
предприятия в урочище «Пороги» на реке Большой (Озерной) Сатке в 35 верстах от
одноименного горнозаводского поселка. Производство планировалось
электроплавильное, а потому Сатку перегородили плотиной, чтобы крутить лопасти
турбины. И уже через два года энергия, выработанная ею, создала в местной
электропечи адский жар, необходимый для выплавки ферросплавов.
Не рисковали до того в России браться за
такое дело, потому что было оно не то что таинственным, но и опасным.
«Иностранная литература по этому вопросу весьма бедна, сбивчива и окружена
тайной», — сетовал тогда Ропп. Об отечественной он умалчивает, поскольку ее
просто не имелось. Зато пестрели зарубежные газеты информацией о
неприятностях, связанных с ферросплавами. То электропечь взорвется, то при
перевозке они вдруг начнут рваться...
Из зачинателей опасного, но столь
необходимого для могущества отечества дела графов Мордвиновых мы опустим. Они,
похоже, лишь свои капиталы в него вложили. А вот на Роппа и Шуппе обратим
внимание. Эти были мозгом «товарищества», его руками. Они первыми в России
пошли неизведанными и столь рискованными путями освоения электровыплавления
легирующих присадок. Безусловно, нерядовые металлурги, эти инженеры освоили на
«Порогах» выплавку ферросилиция и феррохрома, ферровольфрама и ферромарганца,
карбидов кремния и кальция. Их имена открывают список «порожской школы»
отечественной электрометаллургии, которая имеет право на название, потому что
стоит у ее истоков, занимая почетное место.
В советское время А. Ф. Шуппе на Порогах
сменил С. С. Штейнберг, впоследствии профессор и член-корреспондент АН СССР.
Обкатывали здесь свои идеи по развитию электрометаллургии М. А. Иовневич и еще
целый ряд видных советских электрометаллургов. Ну а потом подоспели пятилетки
индустриализации, на электроэнергии Челябинской ГРЭС поставили ферросплавный
гигант. Пороги, став в пору его становления школой для челябинских ферросплавщиков,
постепенно ушли в тень, а затем и в забвение. Куда им до флагмана
социалистической индустрии! В чем-в чем, а в неблагодарной памяти равных нам
еще поискать. Увековечивать по заслугам нам как-то все недосуг.
Слава богу, увековечивать Пороги не
пришлось. Память- то хранят об ушедшем, а Пороги оказались живы. Вот уже более
80 лет трудится этот патриарх, правда, профессию сменил. Давным-давно переписан
в огнеупорное ведомство, стал цехом Саткинского «Магнезита».
Летом 1986 года любовались мы, оглушенные
гулом рукотворного подопада, Порогами. Ах, как женственно изящен гордый изгиб
порожской плотины! Как созвучен он гармонии окрестных гор и вод! Если искать
идеал сотворчества человека и природы, плотина профессора Бахметьева,
вписанная в порожское ущелье, достойна его.
Тело плотины сработано из невидного
работяги-бетона. Изящество ей, слитность с природой придает облицовка местным
камнем, он же был использован и при постройке производственного корпуса. Весь
завод да и электростанция впридачу разместились в нем. Здесь все компактно,
разумно.
Порожский заводской комплекс (пожалуй,
единственный в области из служащих с дореволюционных пор) не искажен
наслоениями реконструкций, перестроек. Это живой памятник горнозаводской
старины.
В. Н. Гусаров, постигавший на Порогах азы
ферросплавного дела, оставил в своих воспоминаниях описание, как тогда, в
двадцатые годы, считайте изначала, оно велось:
«Электропечи обслуживали талантливые
уральские умельцы. Они варили сплавы по наитию, «на глаз». Скалывали
молотком... и определяли по свежему излому содержание в сплаве силиция.
Остывший сплав кувалдами разбивали на куски, упаковывали в бочки и вывозили на
лошадях на станцию Бердяуш».
Тяжким трудом была тогда
электрометаллургия. Все делалось вручную. Электроэнергия шла лишь на раскал
электродов. С ним-то вот больше всего и маялись. Потому что мускульной силой, с
помощью цепей и блоков приходилось их регулировать — то поднимать, то
опускать. Тяжко, жарко!
Ну, а что увидели мы? Конечно, механизмы труд плавильщиков облегчили.
Поднять-опустить электрод — теперь только кнопку нажми. Еще всякие
приспособления. На выходе из цеха бульдозерок шлак, шихту грузит, перелопачивает.
А так-то все как в гусаровские, шуппе-ропповские времена. Дела давно минувших
дней в яви.
Машинный зал гидростанции совсем невелик. Молотящий по ушам гул
плотинного водопада отгорожен камнем стен. Здесь лишь ненавязчивое напоминание
о таинстве рождения электричества в генераторах. Их три: два были на ходу, один
— в ремонте. Сонно пошумывал один из старичков. Судя по табличке на кожухе, ему
за восемьдесят. А родина? Разберитесь сами. Я переписал паспортные данные. Вот
они нашими буквами с латыни: «Бригель, Хансен и К0. Гота. 1909. 550
кВт». В живом тепле старенькой машины по-домашнему раскинулась в безмятежном
сне кошка. Совсем как на печке. Такой вот машинно-домашний уют.
Конечно, механизация не обошла Пороги. А вот плод трудов своих —
огромный «каравай», спеченный в электропечи, остывший до темных цветов, но еще
пышущий жаром, рабочие разбивали кувалдой, и сортировали, качество определяли
на глазок, как их прадеды... Черно-коричневую, в блестящих кристаллах корку
сшибали. Это в отвал, потому что шлак. На изломе видно — каравай весь из
кристаллов, темные они только в корке, а внутри светлые. Особенно красивы
именно внутри — длинные, соломкой, один к одному, с просветом, зеленоватые. С
чем же сравнить? Из минералов напоминают флюорит. Лед такой бывает весной на
прудах и озерах. Этот вот «лед» и есть самое ценное в каравае.
Слышали ли вы что-нибудь о периклазе? Ребята, стоявшие на смене,
объяснили нам все довольно-таки вразумительно. Если огнеупоры из магнезита
принять за рядовые, то периклаз — высшего качества. Он еще более стоек при
высоких температурах, а потому идет на изготовление вставок в самые
ответственные места плавильных печей. И плавится периклаз не из магнезита, а
иного минерала — брусита, который привозят на Пороги аж из Приморья.
Ребята (молодые они все, послеармейские) обяснили, как здесь налажено
дело. В смену их на заводе пятеро. На электропечи, турбине и бульдозере.
Работают по модному нынче вахтовому методу. У них, точно у нефтяников, неделя —
вахта, две — отдых, в Сатке, все они тамошние, городские, здесь не житье.
Жаль, ох как жаль было Пороги! Как всякое умирающее селение. Ну как же
это так у нас: не батыевы орды, не гитлеровские полщица, сами мы стираем с лица
земли гнездовья наших предков. Сколько их на наших равнодушных глазах ушло под
слом, под воду, в тлен? Сколько досточтимого в памяти нашей поросло быльем? Вот
и Пороги оказались на отшибе большой жизни и не нужны. Болтается на ветрах
времени бревенчатая их одежда, все более просторная, как на человеке, знавшем
лучшие времена. Год от года все больше на ней заплат — заколоченных окон. Конец
один — смолкнет завод, машины съест Вторчермет, рухнет крыша. Опадет и пруд без
подпруды обветшалой плотиной. И бурьян, тлен, тишь. Лишь каменные руины будут
ввергать захожих в это ущелье в недоумение. Кто здесь строил? Зачем?
Но нет, выжили Пороги. Совсем недавно смотрели о них телефильм, отснятый
в Копенгаген, на представление в мировые значимости... Ну до чего ж хороши!
Плотина по- прежнему водопадится Ниагарой. Блестит в трудах старичок «Хансен.
Гота». А за стеной в жару электросплава знакомые парни кувалдами доводят свой
периклаз до ума.
Электрометаллургический завод в Порогах был построен по последнему слову
техники своего времени, в основном на заграничном оборудовании, которое
действует до сих пор. Такое не увидишь ни на одном другом старом заводе области.
Вся старина на них порушена, лишь кое-где стоят еще старинные корпуса, но
основательно переделанные, производство же переиначено давным-давно. Пороги же
прежние и делают на том же оборудовании то же, что при пуске в начале века. Не
только в области, пожалуй, нигде по всей стране не найдешь завода с таким
непрерывным и долгим стажем. По заслугам он занесен в сокровищницу мировой
технической культуры.
Порожские гидротурбины немецкой фирмы «Бригель, Хансен и К0»
изготовлены в городе Готе (значит, Бог) в 1909 году. Генератор третьей турбины
собран швейцарцами фирмы «Браун, Бовери и К ». Мостовой кран привезен из английского
города Бирмингема. Отсюда же дробилка и подъемные механизмы на плотине.
Электроплавка ведется в дуговых печах «Эру» из Франции. Так что вся передовая
индустрия Европы начала века представлена на наших Порогах.
Из порожских строений памятником индустриального зодчества является
заводской корпус, объединивший под одной крышей электростанцию, плавильный цех
и другие производственные участки. Здание сложено из кирпича и дикого камня,
окна высокие с полукруглым завершением. Одна из стен выступает из воды.
Попутно скажем, и в Сатке заводская старина сохранилась лучше, чем в
иных местах. Только здесь сохранился в целости горнозаводской комплекс,
типичный для всего Урала, конечно, и его коснулись в нашем веке переделки, но
он не нарушен. Пруд, плотина, ниже ее по реке металлургический завод. На
предзаводской площади казенные здания и церковь. Сохранились и варят чугун
домны, поставленные век назад. Пожалуй, это единственные не только в стране, но
и в мире, работавшие на древесном угле. Лишь в последние пятилетки саткинские
домны перевели на кокс. Восстановить былую технологию несложно, были бы
возможность и желание. Чугун, выплавленный на древесном угле, обладает особыми
свойствами, достичь которых при использовании кокса невозможно.
Помимо домен сохранились на заводе корпуса электростанции,
механического, кузнечного и модельного цехов, водоотводный канал, по уральской
традиции выложенный настилом из вековечных и в воде лиственничных плат, обитых
железным листом, что само по себе удивительно — в воде ведь, а ржа не съела. Из
ныне действующего старинного оборудования видим воздуходувочную машину оригинальной
конструкции, изготовленную в прошлом веке фирмой «Аллис» в Чикаго. Так же
более века и воздухоочистке.
Комплекс «Пороги» и Саткинский доменный передел являются головными
объектами федеральной программы «Индустриальное наследие Урала» в области.
Создана ассоциация «Пороги», которая ставит своей задачей вернуть молодость
старинному производству, за век заводской службы оно обветшало. Если не
отремонтировать должным образом плотину, то она может не выдержать напора паводковых
вод, а гибель ее — это гибель всего комплекса.
Пороги предполагается превратить в действующий завод-музей и туристский
центр, один из узловых на Железном кольце России, так будет именоваться
туристский маршрут по горнозаводскому Уралу. В Пороги будет проложена дорога.
Завод обновлен и станет принимать туристов. Кстати, периклаз очень декоративен
и вполне пойдет на сувениры. Поселок оживет и обустроится в уральском облике.
Турбаза разместится в бревенчатых избах. Бани на берегу пруда (и по-белому, и
по-черному, обязательно с парилкой, березовым и пихтовым веником). Отдыхать в
саткинской округе будет полезно, интересно и познавательно. Отдых на свежем
воздухе у воды среди лесов, гор — что может быть лучше! Познавательные поездки
в Сатку, на Бакальские рудники, на Зюраткуль, сплав по Аю, визиты в подземные
чертоги. Конечно, желающих побывать в Порогах будет немало.
В. Чернецов, А. Моисеев
Вы используете мобильную версию сайта! Для перехода на полную версию,
нажмите на это сообщение