ГЛАВНАЯ
 
НОВОСТИ
 
ОБЪЯВЛЕНИЯ
 
ПОГОДА
 
АФИША
 
ТРАССА
 
 
 
Добавить объявление
 
 
 
Добавить новость
 
 
 
Полная версия сайта
 
 
Сатка74 новости, объявления
 
Такси Сатка
 
ПОГОДА В САТКЕ
+0.8˚С
 
ЧЕТВЕРГ
21. 11. 2024
 
USD 100.219
EUR 105.809
 

Бердяуш

 
Бердяуш
Бердяуш — посёлок городского типа в Саткинском районе
 

Бердяуш — посёлок городского типа в Саткинском районе Челябинской области России.

Население — 6,8 тыс. жителей (2009).

Расположен на западе области, в 33 км к западу от Златоуста, на реке Бердяуш. Крупный узел железнодорожных линий на Челябинск, Уфу, Дружинино, Бакал.

Поселение основано в 1890 г. в связи со строительством Уфа-Златоустовской железной дороги (руководителем строительства этого участка был Николай Гарин-Михайловский).
Статус посёлка городского типа — с 1928.

Администрация Бердяушского городского поселения:

456935, Челябинская область, Саткинский район, р.п. Бердяуш, ул. Советская,39 Тел. : 8 (35161)-7-13-60; 7-14-79; тел./факс 8 (35161)-7-19-79

Историческая справка


БЕРДЯУШ, рабочий посёлок (с 2005 городское поселение). Название посёлок получил от названия реки. В переводе с разных языков существует несколько толкований – «хариус», «таинственные звуки», «камень», «медь». Но все они далеки от понимания и не объясняют истины. Бердяуш – топоним – загадка. Расположен Бердяуш в 33 км к западу от Златоуста, 372 метра над уровнем моря. 1890 – основания разъезда Бердяуш, а с 27 авг. 1928 получил статус рабочего посёлка. Численность населения на 01.01.2007 – 5775 человек (1979 – 6825 человек, 1989 – 5789 человек, 2002 – 5672 человек). В административной связи с Бердяушем находится посёлок Жукатау. В 2006 Бердяуш вошёл на права городского поселения в состав созданного в 2005 Саткинского муниципального района. В соответствии с принятым в сентябре 2003 Уставом на территории поселения осуществляется местное самоуправление, представительный орган которого – поселковый совет депутатов (председатель с 2003 Багманов Н.В.). Исполнительно- распорядительные функции осуществляет администрация (с 2003 её возглавляет В.Ф. Хайруллин).Рельеф территории гористый, слева от дороги при въезде в Бердяуш со стороны Сатки высится гора Краснокаловка. У подножья горы белоствольные леса. Выше медноствольные сосны, а голубую вершину венчают гранитные глыбы. На склонах встречаются выходы серых песчаников и доломиты. Бердяушский гранитный массив имеет длину до 10 км, а в ширину более 3 км. Его возраст 1,5 миллиарда лет. У подножья огромный карьер, в котором добывали гранит при прокладке железной дороги. Гранитный щебень укладывали в дорожное полотно. Бердяушский гранит красив. На фоне кремово-красный массы выделяются крупные кристаллы микроклина, и зёрна пламоклаза цвета слоновой кости. Между ними сверкают блёстки чёрной слюды и полупрозрачного кварцита. В годы Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачёва на вершине горы располагался штаб пугачёвского полковника Белобородова. Белобородов носил шапку (малахай) с красным околышем. Отсюда и название горы – Краснокаловка. По преданиям, на месте нынешнего Бердяуша стоял башкирский аул (Ю. Подкорытов «Сказки из старинной шкатулки»). О том, что в этом районе жили люди, можно судить и по воспоминаниям саткинского старожила Ф.А. Крохина, который вместе с отцом занимался извозом. «Помню, когда я был мальчишкой лет тринадцати, железных дорог не было. Отец мой, живший в Сатке, занимался извозом, брал меня с собой. Часто мы с отцом отвозили заводской чугун на пристань к реке Ай, где его грузили в баржи, которые с весенним половодьем плыли к Волге. Обратно возили белый песок для доменного завода. Песок брали на том месте, где сейчас раскинулся Бердяуш. Иногда отец томил древесный уголь в «кабанах» на склоне липовых гор. Зимой этот уголь в коробах отвозили на завод. Везли вверх по реке Сатке или прямой дорогой, идущей мимо горы Краснокаловки. Место, где сейчас расположен Бердяуш, было покрыто густыми непроходимыми лесами. У самой поймы реки Бердяуш – густые заросли черемухи, ольхи, дальше от реки березняк, на склонах гор сосна, липа, реже лиственница. Лесная девственная тишина и глушь. Лишь покосившиеся избушки напоминали о людях».

Станция Бердяуш основана 8 января 1890 (859 верста) при строительстве Уфимско-Самарской железной дороги, начальником строительства этого участка был инженер-путеец Н.Г. Гарин-Михайловский. При разработке железнодорожной трассы учитывалось вблизи от 859 версты Бакальских рудников и Саткинского металлургического завода, чья продукция до постройки железной дороги сплавлялась водным путём по реке Ай, а в зимнее время вывозилась на лошадях. Первоначально в Бердяуше было 3 пути, здание станции, водокачка, одна водонапорная башня, несколько казённых домов. В 1896 купцом Яковлевым был построен первый индивидуальный дом, он и положил начало посёлку. В 1897 закончено строительство ветки до Челябинска, в этом же году построено деревянное здание мастерской по ремонту паровозов. 18 января 1900 было открыто движение по ветке Бердяуш – Бакал. Широкая железнодорожная колея связала Бакальские рудники с железнодорожной магистралью и Златоустовским металлургическим заводом. Для приёма продукции Сатки и Бакала пришлось увеличить число железнодорожных путей, создать станционное хозяйство. К этому времени станция Бердяуш имела 5 путей, поворотный круг, весы для взвешивания бакальской руды, небольшой паровоз, депо и контору путей. В 1905 построено деревянное здание вокзала, деревянный перрон освещался керосиновыми фонарями. В ноябре-декабре 1905 в связи с окончанием русско-японской войны из Манчжурии началась переброска войск в центр России. Железные дороги не справлялись с перебросками и воинские эшелоны подолгу простаивали на станциях. 6 декабря на станции Бердяуш солдаты «произвели все возможные буйства и безобразия». Они требовали немедленной отправки поездов, выдачи им денег. Бердяушские железнодорожники приняли участие в забастовки. Паровозы были отцеплены и угнаны: один в Вязовую, другой в Златоуст. Движение на одни сутки было остановлено. Солдаты, которые вернулись инвалидами, после русско-японской войны поселились в Бердяуше, улицу назвали Солдатской. После Гражданской войны она была переименована в Красноармейскую, потому что на горе, к которой прилегает улица, было расстреляно много красноармейцев. В 1911–1912 в посёлке сооружены церковь, пекарня, фельдшерско-акушерский пункт, где работало два медицинских работника: фельдшер Яковлев и акушерка Фомина. В это же время была построена начальная школа № 36, где было около 40 учащихся и работали 2 учительницы: Чернова Анна Васильевна и Резвушкина Анна Яковлевна.

В 1912 – 1916 годах по инициативе Д.И. Менделеева построена Западно-Уральская я железная дорога, ветка от Лысьвы до Дружинино. На Саткинском отрезке пути появилось станция Жукатау. К 1917 на станции Бердяуш было два парка: 7 путей в Уфимском парке и 4 пути в Уральском парке, топливный склад с ручной подачей угля и дров, деревянное депо без каких-либо мастерских и оборудования, поворотный круг. Западнее от вокзала – пакгауз и квартира начальника станции. На севере от него дом смотрителя зданий, контора и квартира цветочника. Посёлок располагался ещё севернее. Всего было около 70 индивидуальных домов и 896 человек жителей. На возвышенности стояло около 20 домов, образуя первую улицу. Здесь жила поселковая знать: лавочники, виноторговцы, ростовщики, содержатели квартир и заезжих домов. Дома большие, двухэтажные, крытые железом, затейливой резьбой и раскраской. За первой улицей была вторая, где было 10 домов. На Южной стороне «в разброс» стояли индивидуальные дома, бараки и землянки. Управлял в это время староста, было два жандарма и шесть стражников. Регистрация рождения и браков велась через церковь.

В 1917 было свергнуто самодержавие. В августе в Бердяуше была создана дружина в количестве 18 человек, командир – Ланцев Николай Михайлович. В задачу дружины входила охрана грузов на станции, сохранение порядка в посёлке, а также борьба с контрреволюцией и уголовной преступностью. Вместо старосты, работавшего заодно с жандармами, стали избирать комиссара. Присутствующие на сходке предложили избрать комиссаром коммуниста Ивана Васильевича Сесюнина, но он был болен. Тогда выступил Семён Григорьевич, и выразило желание послужить молодой Советской власти. Его избрали единогласно. С.Г. Сесюнин много внимание выделял вопросам снабжения в первые трудные годы. Центром культурной жизни была школа. В школе проводились собрания, на которых особенно резко критиковали бывшего в то время начальника станции Ракова. Учительница А.В. Чернова была пропагандистом, она неоднократно подвергалась арестам после свержения большевистской власти. Бердяуш оказался в самом центре Гражданской войны, станция занимала важное оперативно-тактическое значение, так как находилась на стыке двух дорог: Самаро-Златоустовской и Западно-Уральской. 27 мая 1918 года вспыхивает восстание белочехов. Ожесточенные бои развернулись на Златоуст-Челябинском фронте. В планах Златоустовского Совнаркома намечалось превратить станцию Бердяуш в мощный укрепрайон. В мае – июне 1918 в Бердяуше находился промежуточный штаб Златоуст-Челябинского фронта. Уральский окружной военный комиссариат приказал Златоустовскому совдепу принять меры по обороне Златоуста железной дороги Бердяуш – Кузино и не допустить захвата противником. 29 мая 1918 на станцию Бердяуш прибыл военный комиссар И.М. Малышев, направленный Уральским областным комитетом РКП(б) для борьбы с белочехами. Он провёл огромную работу по реорганизации разрозненных рабочих отрядов этого участка фронта в регулярные части Красной армии. Под руководством Малышева белочехов отогнали за реку Миасс и прикрыли путь на Златоуст. В это же время в Сатке, Кусе, и некоторых других местах вспыхнули кулацко-эссеровские мятежи. 20 июня И.М. Малышев из Бердяуша с ротой солдат выехал на ликвидацию мятежа в Кусу, Куковихин со своей ротой и командой бронепоезда – на ликвидацию мятежа в Сатке, а Аникеев – через Сулею – в Леузы и Месягутово. Из оперативной сводки за 25 июня 1918: «В районе Бердяуша 21 июня нашими отрядами взят Кусинский завод, последний оплот мятежников на западном Урале». Освободив Кусинский завод, Малышев выехал в Златоуст, но станции Тундуш белогвардейцы напали на поезд. Малышев погиб. Меньшевистско-эсеровские банды заняли Бердяуш. Красногвардейцы Бердяуша вступили в бой, но так как силы были не равные, Бердяуш был взят белыми. Обильно полита кровью бердяушская земля. Здесь погиб красноармеец Инкин, комиссар Н.М Ланцев., расстреляны – первый председатель Саткинского совета С.В. Маринин, шесть красногвардейцев из Айлино, первый председатель Бердяушского совета С.Г. Сесюнин. У Айского моста погибли красногвардейцы Бердяуша Пономарёв и Субботин. Семьи погибших подвергались преследованиям: проводились обыски, вызывали в охранку, грозили, избивали. Отец комиссара Хлебникова умер от истязаний белогвардейцев. Чудом остались живы семьи Сесюнина и Ланцева. 1918 был трудным годом для посёлка. Не хватало топлива, паровозы приходили на станцию, отапливались дровами, которые собирало местное население. В посёлке был распространён тиф. И только 12 июня 1919 Бердяуш был освобождён кавалерийской бригадой имени Степана Разина под командованием И.Д. Каширина. В сентябре 1919 в Бердяуше была организована комсомольская ячейка. Первым секретарём был П.Д. Скорынин. В первое время было 7 комсомольцев. В 1922 был открыт комсомольский клуб, в комсомольской ячейке состояло до 35 человек. Большую роль в деятельности комсомольской организации играла устная сатирическое газета «Синяя блуза», руководителем был Д.В. Сухов. В 1924 в Бердяуше образовалось пионерская организация, первым пионервожатым был Р.П. Завьялов.

В 1925 было построено новое здание локомотивного депо. В 1927 в доме саткинского купца Т.П. Щепкина основан рабочий клуб имени С.Г. Сесюнина.

В начале 30-х годов железнодорожные линии Южного Урала приобретают особое значение, так как в крае идет развитие тяжёлой промышленности. Строится и начинает работать Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Уфалейский никелевый и другие. Поток грузов резко возрастает. Бурный рост промышленности и увеличения перевозок потребовали изменений в руководстве хозяйством. 17 января 1934 Уральская область была разделена на три: Свердловскую, Обско-Иртышскую и Челябинскую. 11 апреля 1934 года выходит приказ Наркомпути №89/Ц. «Об открытии действия Управления Восточно-Сибирской и Южно Уральской железных дорог», где отмечено: «Считать приступившим к нормальной работе Управления Южно-Уральской железной дороги с 15.04.1934 года зам Нарком путей сообщения – Постников». 17 апреля 1934 вышел первый номер газеты «Призыв», где было помещено объявление: «С 18 часов 15 апреля открыто действие Южно-Уральской железной дороги. Начальник ЮУЖД Князев». В этот же день была образована 3-я дистанция пути, в 1935 году организована вагонное депо, в 1938 году дистанция сигнализации и связи.

В конце 30-х годов количество населения – 8103 человека. В предвоенные годы были построены школа № 24 (1936), школа № 66 (1939), поселковая библиотека (1940).

Жители посёлка внесли свой достойный вклад в достижении победы Великой Отечественной Войне. 968 бердяушцев воевали на разных фронтах. По-ударному работали железнодорожники. Через Бердяуш шли основные потоки грузов из Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и эшелоны с воинскими частями на Запад. С 1941–1942 резко увеличилась количество перевозок, чтобы справится с возросшим объёмом перевозок, транспорта Южного Урала пришлось проделать большую работу. Правительство выделило 250 миллионов рублей на расширение и техническое оснащение ЮУЖД. Для увеличения пропускной способности дороги были проведены большие работы по развитию железнодорожных узлов и станций: Челябинск, Синарская, Шадринск, Бердяуш, Златоуст, Магнитогорск. В Бердяуше останавливались санитарные поезда. Многие девушки, окончив курсы сандружинниц при узловой больнице, уезжали на фронт. На базе Тихоокеанского флота в Бердяуше осенью 1941 года формировалась 63 –я бригада морской пехоты, 13 бердяушцев влились в её состав. 456 человек не вернулись с полей сражения. О них помнят жители посёлка и чтут их память на поселковой площади у обелиска защитников Отечества. Многие жители посёлка за свои ратные подвиги были отмечены высокими наградами. Среди восьми героев Советского Союза Саткинского района есть имя бердяушца Александра Степановича Головина. Единственным полным кавалером высшей солдатской наградой ордена Славы в районе стал житель посёлка Григорий Иванович Папышев. Виктор Леонидович Аплеснин был награждён орденом Александра Невского за участие в разработке крупных военных операций.

Особенно бурно развивался посёлок в послевоенные годы. После войны в посёлке появилась 14 новых улиц: 9 улиц на южной стороне посёлка и 5 – на Северной, построено 632 новых дома. К 50 году численность населения составила 10050 человек. В 1948 было начато строительство нового вокзала, вместимостью до ста пассажиров, сдан в эксплуатацию в 1950 году.

Электрификация Южно-Уральской магистрали, замена паровозной тяги электровозами и тепловозами началась осенью 1945, когда первые электровозы пошли от Челябинска до Златоуста. Вслед за первым электровозным участком в 1949 вступает в строй второй – Златоуст – Кропачёво. В 1955 электрифицирован участок Бердяуш – Бакал. Одновременно с электрификацией ЮУЖД под контролем администрации дороги, профсоюзных организаций шла переквалификация машинистов паровозов на машинистов тепловозов и электровозов, готовились электромеханики для устройств сигнализации, централизации и блокировки. Подготовку рабочих специальностей вели технические школы, профессиональные училища. В 50-е годы развернулось жилищное строительство. Было построено 9 двухэтажных домов с паровым отоплением и водопроводом, появилось в посёлке улица Профессиональная. В 1951 осуществлялось строительство продуктопровода Уфа–Омск. Это был первый трубопровод, проходящий через современную нефтеперекачивающую станцию Бердяуш.

В 1971 была построена первая типовая школа, началось строительство 5-этажных жилых домов, возник новый район «Черёмушки». В 1977 построено новое здание детского сада № 50. В 70-е годы впервые на ЮУЖД на станции Бердяуш были внедрены полуавтоматические башмаконакладыватели, удлинены сортировочные пути Уфимского парка, централизовано 20 стрелочных переводов, проводится комплексная реконструкция станции с внедрением телеуправления на тяговой подстанции, были проведены большие работы по путевому развитию станции Бердяуш. В 80-90-е годы продолжается строительство новых пятиэтажных домов, коттеджей, открыт новый больничный комплекс, детская школа искусств, библиотека семейного чтения, сооружён стадион «Локомотив». В 1995 сдан в эксплуатацию парк отправления поездов на шесть путей, укладывается чётный обходной путь. Построены развязки на подходе к станции Бердяуш со стороны Бакала и Кропачёво.

В настоящие время в Бердяуше, кроме железнодорожных предприятий, действует Бердяушский щебеночный завод. Обслуживанием жилого фонда и благоустройством занимается ООО «ДОМ» (директор Дементьев Г.Е.), МУП ЖКХ (Яковлев А.И.). В Бердяуше 5 образовательных учреждений, включая дошкольные, два учреждения культуры: КДЦ и библиотека семейного чтения. Здравоохранения представлена двумя учреждениями: линейная амбулатория и детская поликлиника, действует станция скорой помощи. Стали традиционными соревнования по футболу, волейболу, настольному теннису. Одному из жителей – Александру Ивановичу Морозову присвоено звание «Почётный гражданин города Сатки и Саткинского района» (1969).

ЖУКАТАУ, железнодорожная станция, посёлок. входит в состав Бердяушского городского поселения. Станция основана в 1912 – 1916 гг. во время строительства Западно-Уральской железной дороги (ветка Дружинино – Бердяуш). Расположен в 2 км восточнее пос. Бердяуш. Посёлок назван по соседнему горному кряжу Жукатау. Название произошло от татаро-башкирского словосочетания «Юка» – липа и «Тау» – гора, то есть Липовая гора. В годы Гражданской войны (1918–1919) поселок был ареной боев между красными и белыми войсками. Основное занятие населения: работа на железной дороге, земледелие, животноводство. Ситуация изменилась в 1964 после ввода в строй нефтеперекачивающей станции «Бердяуш». Основная деятельность – перекачка нефти. Введены в эксплуатацию два трубопровода: ТОН – 1, ТОН – 2. В 1975 сооружен нефтепровод «УБКУА» (Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск) и пущена нефтеперекачивающая станция. В 1978 сдан в эксплуатацию нефтепровод «НКК» (Нижневартовск – Курган – Куйбышев) и пущена нефтеперекачивающая станция. Обе нефтеперекачивающие станции перекачивают нефть из Сибири на запад на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, а также в нефтепровод «Дружба». В 1981 в поселке построен дом культуры «Нефтяник». Рассчитан на 150 мест. При ДК работают кукольный детский театр, кружки художественной самодеятельности. В поселке установлен памятник И.Е. Чигвинцеву, командиру отряда Красной Гвардии, который в 1918 был расстрелян восставшими эсерами.


Обсудить
Поделиться
Класснуть




Вы используете мобильную версию сайта! Для перехода на полную версию,
нажмите на это сообщение