Живое дерево: о ремесле рассказывает резчик из Чулковки
– Да он старый и не нравится мне уже, менять надо, – махнул рукой художник и повёл нас в свою мастерскую.
Зимой Андрей Николаевич ваяет в двух небольших комнатках, а летом – на застеклённой веранде (да и не только на ней, а везде, где нахлынет вдохновение). Здесь у резчика собралась стихийная выставка. Не без гордости он показывает нам два крупных панно с филином и медведем*, резных рысь, змею и слона, свои работы с рыбами, одну из которых в своё время испортил, покрыв канцелярским клеем вместо лака, а потом долго восстанавливал.
Среди сюжетов, которые Андрей Давыдов, воплощает на дереве – банные, лесные, героические. Мастер черпает идеи из книг, интернета, но больше, конечно, из собственного воображения. Работает практически без предварительных эскизов, сразу перенося замысел на материал.
Интересно, что 58-летний чулковский резчик – самоучка. Хорошо рисовал он со школы, ему даже прочили карьеру художника. Но тогда наш земляк решил, что он «не девка, чтобы кисточкой всю жизнь мазать» и сделал выбор в пользу работы на железной дороге. Окончательно отвертеться от изобразительного искусства тем не менее не удалось. В армии Андрея Давыдова записали сначала в художники, а потом в чертёжники. На гражданке также пришлось немало времени отдать оформительской работе. В своё время, наш земляк, успел даже на «Дедушке Ленине» подзаработать. Плакат с ним к годовщине Октябрьской революции и другим подобным праздникам стоил тогда 10 рублей.
– Изображение Ленина - оно же примитивное, простое, никто же его живьём не видел, – делится художник. – Нарисовал с Лениным 10 плакатиков, по магазинам развесил – уже 100 рублей, а я зарплату тогда получал 120 рублей. Так и крутился потихоньку.
В 90-е резчик дважды начинал заочно учиться в московском ссузе на художника, однако ситуация тогда была непростая, краски – дефицитные, ещё и работа, хозяйство, скотина тянули силы и свободное время. Ежемесячно отсылать по нескольку работ своему наставнику на рецензию становилось всё сложнее. Андрей Давыдов оставил учёбу, но долго хранил письмо от педагога Юрия Григорьевича Аксёнова, в котором тот уговаривал его не зарывать талант в землю и продолжить художественное образование.
После непродолжительного творческого поиска наш земляк пришёл к резьбе по дереву. То ли в шутку, то ли всерьёз, но одним из ключевых аргументов в пользу этого промысла он называет доступность материала.
С деревом Андрей Давыдов работает увлечённо и жадно. Когда нагревается инструмент (гравёры, болгарка с одной из мудрёных насадок, электролобзик и др.), так, что руки уже не терпят, он вместо того, чтобы передохнуть, берётся за другую свою работу.
Сегодня в доме мастера скопилось несколько десятков самых разных резных фигур, картин, панно. Какие-то работы он дарит близким, остальные бережно хранит, относясь к ним как к живым родным существам.
– Когда режу на заказ, например, наличники, сразу настраиваю себя по-другому, – говорит мастер. – Я им как сурогатная мать: сделал и отдал. А те, что делал для себя, для души – жалко отдавать. Пусть будут.
Кстати
Немалой популярностью пользуются резные наличники работы Андрея Давыдова. Заказчики приезжают за ними даже из Башкирии.
А ещё резчик по дереву пишет стихи. Студией ему служит одна из комнаток «зимней» мастерской.
* Резными панно (их будет не два, а скорее всего, пять) с животными мастер планирует украсить большую плашку над входом – место между крышей и входной дверью. Нижнюю часть инсталляции займет также резная табличка «Улица Лесная».