Модели управления в менеджменте: скандинавская модель
Швеция, Норвегия и Дания считаются скандинавскими странами. Иногда в их число вносят Финляндию, Исландию, а иногда и Голландию. Но если имеют в виду скандинавский менеджмент, то речь всегда идет о шведской модели управления в менеджменте, ведь именно она доказала свою эффективность. В качестве примера можно назвать созданные в Швеции компании, считающиеся лидерами в своей отрасли. К ним относятся, например, компании Volvo, IKEA, Electrolux, Skype, Ericsson и др.
Шведская модель управления отличается особой корпоративной культурой, в основу которой заложены понятия гуманного отношения ко всему и бережное отношение к ресурсам. Например, многие при посещении икеевских магазинов и офисов замечали размещенные повсеместно напоминания об экономии света и воды, предлагающие выключать после работы компьютер или свет – при выходе из комнаты.
Еще одной яркой особенностью икеевской системы баддинга является то, что стимулируется она не с помощью финансов. Для опытных сотрудников считается почетным взять шефство над новичками, к тому же «опекун» кроме всеобщего уважения получает возможность повысить свои hard и softskills через бесплатное обучение.
В отличие от российских компаний, где попытка поспорить с начальством может обернуться большими проблемами, в шведских компаниях принято добиваться консенсуса. Например, решив приобрести новое программное обеспечение, руководитель сделает это только после того, как полностью согласует данный вопрос с айтишниками и компьютерщиками. И это считается нормальным обсуждением важного рабочего вопроса, когда учитывается профессиональная точка зрения сотрудников. В конечном счете это положительно скажется на итоговых результатах.
Еще одной особенностью шведской модели менеджмента, которую можно уверенно назвать ключевой, является горизонтальное управление. В компаниях с подобной моделью управления принято ставить сотрудников на одну ступень иерархической лестницы с руководителем. И подобное отношение к представителям линейного персонала в соответствии с корпоративной культурой всячески поощряется. При этом чаще всего поддержка оказывается не столько материальная, сколько социальная или психологическая.
В шведской модели можно назвать одной из особенностей технологии управления менеджмент скрупулезного учета большого количества переменных. На эту работу у руководителя уходит максимально много времени. Однако это не является каким-либо препятствием, ведь подчиненные практически работают самостоятельно, так как наделены высоким уровнем менеджерского доверия. Руководителю не приходится заниматься постоянным контролем работы сотрудников, а значит, он может посвятить себя разработке стратегии дальнейшего развития бизнеса.
Кого можно считать типичным шведским менеджером? Эти люди, отличающиеся высоким профессионализмом, умеющие строить отношения с другими членами коллектива на основе взаимопонимания, корпорации и делегирования, способные убедить в своей правоте, а не добиваться выполнения порученного дела с помощью авторитетного давления.
Естественно, что в отличие от других управленческих моделей скандинавская система руководства предусматривает совершенно иной тип контроля. Назовем его основные отличия:
● Поскольку у сотрудников наблюдается высокая степень самоорганизации, поэтому контроль носит, скорее всего, неформальный характер.
● Учитываются не количественные показатели каждого работника, а качество предоставляемых услуг и произведенных товаров.
● Контроль носит демократичный характер. При выявлении каких-либо отклонений от плана принимается коллегиальное решение по срокам и способам устранения возникших проблем.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным отличием построения шведской модели управления является размещение человека в ее центральной части. Поэтому здесь практически не различаются статусы руководителя и его подчиненных, все строится на взаимопонимании. По сравнению с компаниями других стран в Швеции выстроена своеобразная организационная структура, она имеет меньше иерархических ступеней и не такая строгая.
Нельзя утверждать, что скандинавская модель управления совсем не имеет каких-либо недостатков. Они есть и порой могут представлять серьезный риск. Допустим, что в компанию, где все построено на доверии, придет не очень добросовестный сотрудник. Злоупотребление доверием руководства может привести к тому, что работник невольно или умышленно совершит ошибку, которая приведет к серьезным последствиям. И тем не менее, шведские специалисты уверены, что гораздо отслеживать и пресекать подобные действия, давая возможность всем остальным специалистам работать продуктивно, помогая им раскрывать и развивать свои способности.
Более подробно рассмотреть шведскую модель образовательного менеджмента можно на курсах повышения квалификации на образовательном портале cabinet.one.