ГЛАВНАЯ
 
НОВОСТИ
 
ОБЪЯВЛЕНИЯ
 
ПОГОДА
 
АФИША
 
ТРАССА
 
 
 
Добавить объявление
 
 
 
Добавить новость
 
 
 
Полная версия сайта
 
 
Сатка74 новости, объявления
 
Такси Сатка
 
ПОГОДА В САТКЕ
+20˚С
 
ПЯТНИЦА
22. 08. 2025
 
USD 80.2548
EUR 93.5049
 

Романовка. Какую удивительную историю хранит деревенский дом

 
Романовка. Какую удивительную историю хранит деревенский дом



Многие жители Романовки (Саткинский район) знают, что в посёлке сохранился дом, построенный в год его основания – в 1913-м. Оказалось, здесь есть дом, который немного старше, строить его начали ещё в 1911-м. Вполне добротное здание на четыре окна возвышается над улицей Советской. Его строительство и первые годы использования запечатлены в исторических документах.

Сведения о строении и первом владельце обнаружила учитель Романовской школы Ирина Епифанова.

– Эти документы попали мне случайно в Златоустовском архиве, когда я разыскивала сведения о Романовке, – рассказывает Ирина Александровна. – Там мне показали переписку по делу о доме Крохина.

Первый рапорт, подписанный управителем Саткинского завода Виталием Гассельблатом,  датирован 1 июля 1914 года. Из него узнаем: «с личного разрешения бывшего заведующего Куренной операцией Саткинского завода г. Рунович обывателем Игнатием Ивановичем Крохиным на казённой земле при устье ключа Романовского Саткинской дачи в 1912 году был построен деревянный жилой дом с надворным постройками. Лес на постройку дома Крохин употреблял тот, который получался при расширении площади для постройки 20 углевыжигательных печей у ключа Романовского, с тем, чтобы Крохин состоял постоянным рабочим при выжиге угля из вновь строящихся печей, в случае же уклонения от работ постройки от него отбираются в казну, а ему уплачивается сумма, вышедшая на постройки, на плату рабочим».

Оказывается, к этому времени Крохин не работал при куренном отделении, а потому ввиду нарушения контракта, хотя и словесного, дом может быть отобранным в пользу казны. Сам Крохин согласился отдать дом за 463 рубля 53 копейки, такая сумма была потрачена на строительство.

«Имею честь покорнейше просить ваше превосходительство не оставить своим распоряжением о назначении комиссии для освидетельствования и оценки дома с постройками и, если признается возможным, приобрести его в казну. Дом мог бы иметь применение для квартиры жирагя» – пишет управитель Саткинского завода.

Познакомившись со следующим рапортом управителя, можно понять что, в августе комиссия провела оценку строений, составила план дома и построек. Там же автор добавляет: «что стоимость строений комиссией насчитана как новая. За трехлетнее же пользование Крохиным строениями следует списать с их стоимости 10%».

Казалось бы, на этом всё и завершилось, и дом выкуплен у владельца, но нет. В следующем документе, датированном апрелем 1915 года, автор просит Управление Златоустовского горного округа ускорить решение вопроса о приобретении дома, поскольку «в жилых помещениях на Романовской группе печей ощущается крайняя необходимость». Управитель настойчиво продолжает добиваться своего – передать дом в казну.

 

 

На карте видно, что дом, выстроенный Крохиным, был большим с множеством хозяйственных построек. В описи перечислены дом, службы при доме, кладовая для припасов, навесы.

Очередной рапорт в Уральское горное управление отправлен 20 апреля 1916 года. В нём подробно описывается, что ни в делах Саткинского лесничества, ни  в делах Саткинского заводоуправления никаких документов или каких-либо указаний о постройке дома Игнатием Крохиным нет. «Из опроса лиц, прослуживших много лет, оказывается, что бывший лесничий Саткинской дачи г. Рунович словесно разрешил Игнатию Крохину в 1911 году построить себе дом на Романовских печах с тем, чтобы Крохин предоставлял возможность  останавливаться в доме рабочим, временно пребывающим на Романовские печи, и не оказываться сам от работы на общем с остальными наёмными рабочими основании, если  в его работе будет необходимость».

Дальше сообщается, что Игнатий Крохин работает на подвозке дров, что в расходах на постройку дома казна не принимала никакого участия и стройка произведена исключительно на средства Крохина.

Архивные документы рассказывают, что история дома и его строителя не заканчивается и после Октябрьской революции 1917 года. Крохин снова напоминает о себе и заявляет, что его дом был оценен дёшево – 386 рублей.

Об этом в рапорте от 22 марта 1918 года исполняющий обязанности управитель Саткинского завода Рогожников сообщил горному начальнику Златоустовского горного округа: «гражданин Игнатий Иванович Крохин обратился ко мне с просьбой об оценке дома, купленного у него заводоуправлением в 1914 году. Ввиду того, что дело о покупке дома было предоставлено на рассмотрение Министерства, уплата денег за дом Крохину была проведена в 1917 году, когда цена на дома против цены 1914 года в сторону повышения значительно увеличилась. Основываясь на этом, Крохин обратился с просьбой о переоценке купленного дома. Комиссия определила стоимость по ценам 1917 года – 900 рублей. Деловой совет находит претензию Крохина заслуживающей удовлетворения». Управление округом разрешило выдать Игнатию Крохину ещё 513 рублей – в дополнительное вознаграждение.

История первого владельца теряется, он уехал из Романовки. А с его домом связаны истории других людей. В тридцатые годы прошлого века в нём жил мастер участка Гайдук. Старожил Романовки Геннадий Уткин вспоминает, что в доме тогда был небольшой балкончик, хозяин часто выставлял граммофон – и вся Романовка слушала музыку. Во время войны здесь находилась лавка, склады с продуктами.

В доме сменилось немало владельцев, что-то в нем перестраивалось. Сейчас это частный дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсудить
Поделиться
Класснуть
WhatsApp
Telegram